Кейс: Крупнейшее картельное соглашение

Дело № 006/01/11-772/2020

Обстоятельства дела:

Участники картеля реализовывали схему «третий лишний» следующим образом:

В Ингушское УФАС России поступили жалобы от ООО «МедСпб» на действия уполномоченного органа по определению поставщика – Комитета государственного заказа Республики Ингушетия. Компания также указала, что в заявке конкурента предлагается товар российского производства.

Участники закупки могут ознакомиться с содержанием заявки победителя закупки на основании спецификации проекта контракта, который заполняется заказчиком и направляется победителю закупки в соответствии с требованием части 1 статьи 34 ФЗ-44

Были выявлены иные признаки картельного сговора:

  1. ООО «МедСпб» и ИП имитировали конкуренцию путем подачи одновременно двух заявок, предлагающих к поставке товар отечественного производства. На аукционе один из участников отказывался от конкурентной борьбы в пользу другого. Государственные заказчики отклоняли от участия в торгах остальные заявки, предлагающие к поставке товар иностранного производства.
  2. Заявки и ценовые предложения участников торгов были поданы с одного IP-адреса, который принадлежит ООО МПК «Елец».
  3. В свойствах файлов заявок участников торгов обнаружены совпадения, указывающие на создание файлов на одном компьютере.
  4. Зафиксированы денежные переводы между «МедСпб» и ИП.
  5. Установлены многочисленные связи между участниками картеля, в том числе по фактическому месту нахождения, совпадения по номерам телефонов, электронных адресов и др.

Доказательства картельного сговора, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки:

  • Электронные цифровые печати членов картеля, что исключено при добросовестном поведении участников закупки;
  • Осуществлялась отчетная деятельность участников картеля;
  • На рабочем компьютере имелась папка под названием «Фирмы» со всеми документами участников картеля для подачи заявок;
  • На рабочих компьютерах обнаружены образцы документов, необходимых для имитации конкуренции на торгах и реализации схемы картеля;
  • Пустые бланки с оттисками печатей фигурантов дела;
  • Скриншоты с личных кабинетов участников торгов;
  • Банковские выписки, подтверждающие многократные переводы между всеми участниками антиконкурентных соглашений, в том числе по договорам займа;
  • Многочисленные служебные записки, указывающие на наличие сговора в действиях участников торгов и координации их действий заводом;
  • Копии паспортов и иные персональные данные участников картеля;
  • Переписка хозяйствующих субъектов, доказывающая участие в сговоре и торги, на которые были поданы заявки;
  • Памятка для участника об указании недопущения взаимной борьбы, что свидетельствует об организации картеля и координации заводом действий его участников.

Сговор охватил порядка 7 тыс. закупок, общая сумма закупок, охваченная антиконкурентным соглашением охватила 9 млрд. руб.

Итог:

  1. Ингушское УФАС России признало за участниками торгов наличие соглашения, которое привело или могло привести к поддержанию цен на торгах. МПК «Елец» признана нарушевшей антимонопольное законодательство путем координации экономической деятельности участников картеля.

В отношении МПК «Елец» был наложен штраф в размере 3 млн. руб. (впоследствии АС Республики Ингушетия снизил штраф до 2 млн. руб. с учетом смягчающих обстоятельств: совершение правонарушения впервые, оказание содействия административному органу, прекращение правонарушения до вмешательства государственного органа и др.), ООО «МедСпб» и ООО «Прайм» оштрафованы на сумму более 1,2 млн. руб. и 140 тыс. руб. соответственно.

ФАС России передала материалы этого дела правоохранителям для рассмотрения вопроса о возбуждении разбирательства по ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ.

Вывод:

  1. Принцип «третий лишний» = товар иностранного производства не может участвовать в российской государственной закупке при наличии участников из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При государственных (муниципальных) закупках организаторы торгов отклоняют все заявки по товарам из иностранных государств, если подано не менее 2-х предложений на поставку товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом производители, указанные в этих заявках, не должны входить в одну группу.
  2. Картель – соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющие деятельность на одном товарном рынке, которое может привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

  1. Действия участников картеля квалифицируются по ст. 178 УК РФ при следующих условиях:
  • Заключение соглашений, запрещенных антимонопольным законодательством;
  • Причинение крупного ущерба – сумма, превышающая 10 млн. руб.,
  • Извлечение дохода в крупном размере – сумма, превышающая 50 млн. руб.;
  • Извлечение дохода в особо крупном размере – сумма, превышающая 250 млн. руб.
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию
Заполните форму ниже и наш сотрудник свяжется с вами в течение 15-ти минут

    Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

    Найдём в любом договоре Вашей компании ошибки и расскажем, к чему они могут привести

      Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности