Одну из самых актуальных тем мирового сообщества — искусственный интеллект, мы сегодня обсудили с Ангелиной Севостьяновой — руководителем корпоративной практики KCG.
1. Значительно ли влияние сейчас ИИ и GPT на российское общество?
Влияние ИИ и в частности Chat-GPT на мировое сообщество сейчас колоссально, и эта тенденция, несмотря на некоторые ограничения к доступу, не может обойти стороной и российское общество. Например, из-за того что получить доступ к оригинальной версии Chat-GPT из России может быть затруднительно, многие пользуются его бесплатными аналогами — ботами в Телеграме.
Пока что самое распространенное применение – помощь ИИ в создании текстов (при написании статей, скриптов, текстов к постам и пр.). Однако ситуация вне всяких сомнений поменяется и ИИ будет интегрировано в нашу повседневную жизнь возможно больше, чем мы сейчас представляем.
2. Европейский парламент уже на законодательном уровне взял под контроль ИИ. Как думаете, появятся ли ограничительные меры в российском законодательстве?
Да, с большой вероятностью появятся. Это скорее вопрос времени. Можно предполагать, что какие-либо меры в этой сфере появятся значительно позже, нежели чем в странах Европы. Даже пример сравнительно долгого принятия норм, регулирующих криптовалюту, показывает настороженное (вероятно, отчасти оправданное) отношение отечественного законодателя к новым цифровым явлениям.
В скором времени обязательно появятся случаи, требующие законодательной определенности.
Можно привести наглядный пример: потенциально роботы-доставщики еды при сбое в системе могут причинить ущерб (сбить горшок с цветами, наехать на ребенка и пр.), что тогда делать — возлагать ответственность на искусственный интеллект или искать другое ответственное лицо? А если это не маленький робот-доставщик, а беспилотный автомобиль, который стал виновником аварии — стоит говорить об ответственности производителя или водителя? Это предстоит тщательно обдумать и закрепить в нормативно-правовых актах.
3. Какие последствия будет иметь юридически неограниченный искусственный интеллект?
Кажется, что плачевные. Тут важно понимать специфику такого феномена как ИИ. Если в общих словах, помимо вопроса об ответственности за правонарушения, предстоит создать комплекс определенных правил/стандартов и предусмотреть механизм их соблюдения. Эта необходимость объясняется тем, что в самых различных сферах, от правительственных органов до транснациональных компаний, начинают использовать алгоритмы ИИ при принятии решений различного уровня — от набора персонала до выдачи кредита.
Например, достаточно большой резонанс вызвала неудачная попытка правительства Великобритании использовать специальный алгоритм ИИ для определения итоговых экзаменационных оценок учеников по всей стране. По итогу, алгоритм выставил около 40% учеников оценку более низкую, чем ту, что поставил им учитель. Более того, было замечено, что алгоритм завышал оценки ученикам частных школ.
Еще один возможный неблагоприятный исход событий: антитеррористическая программа ИИ, призванная распознавать лица с камер видеонаблюдения, может отобрать права у невиновного человека, основываясь на сходстве их внешности или других данных.
И это только два из миллионов возможных вариантов неточности и необъективности систем ИИ.
4. Как думаете, возможно ли использовать ИИ в благих целях в правоохранительных органах, юриспруденции? В каких сферах?
Безусловно! Для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов могут быть внедрены программы, которые вычисляют вероятность рецидива (т.е. повторного совершения преступления), определяют продолжительность тюремного заключения, распознавания лиц, составления фотороботов, предотвращения и фиксации кибер-атак и многое другое. Тут важно соблюдать крайнюю осторожность в их использовании, должны быть определены четкие пределы использования таких программ.
Говоря о юриспруденции в целом, позитивное влияние ИИ может оказать на деятельность юристов всех отраслей права, как при подготовке позиции в суде, так и при подборе практики при написании исследований.
В любом случае: разработка программ, которые способны по индивидуальным запросам в поисковой строке генерировать возможные варианты решений с подбором релевантных кейсов, снимает огромный груз однотипных и скучных задач.
5. Угроза значительного сокращения рабочих мест из-за ИИ — реальна?
Да, это более чем реальна. На самом деле этот процесс уже пошел. В первую очередь прогнозируют о неактуальности таких профессий как переводчики, водители, курьеры, копирайтеры и редакторы текстов, продавцы, уборщики. Часть “хлеба” юристов ИИ, как уже обсуждали выше, тоже наверняка заберет.
Есть даже такие интересные гипотезы, как замена ИИ спортивных судей и врачей-терапевтов. Раньше популярно было мнение, что “роботизация” не затронет представителей творческих профессий, однако сейчас мы уже видим, что ИИ прекрасно справляется с задачей создания дизайна для дома, логотипа, картины или даже сочинения музыкальной композиции.
Остерегайтесь мошенников
Мы стремимся предоставлять нашим клиентам только качественную юридическую помощь. Поэтому хотим предупредить вас о возможных случаях мошенничества.
Пожалуйста, будьте внимательны при получении информации из неофициальных источников, в том числе при переписке в мессенджерах. Проверяйте достоверность полученных сведений.
Пожалуйста, помните, что:
Чтобы избежать обмана, используйте только проверенные и официальные источники информации, перепроверяйте информацию перед оплатой.
С уважением, команда Ки Консалтинг Групп